Вы здесь: КараколНаш городПржевальский Н.М.Четвертое (Второе Тибетское) путешествие Пржевальского

Четвертое (Второе Тибетское) путешествие Пржевальского

В ноябре 1883 г. Пржевальский отправился в четвертое путешествие. Кроме В.И. Роборовского, он взял в помощники 20-летнего вольноопределяющегося Петра Кузьмича Козлова, ранее конторщика пивоваренного завода, в котором Пржевальский угадал настоящего исследователя.

От Кяхты уже дважды изученным путем к маю 1884 г. экспедиция проследовала в Дзун. Они пустились тогда в глубь азиатских пустынь, имея с собою только одного союзника — отвагу; все остальное стояло против них: и природа, и люди. Они ходили то по сыпучим пескам Тарима и Алашаня, то по болотам Цайдама и Тибета, то по громадным хребтам, перевалы через которые лежат на заоблачной высоте. Они жили два года, как дикари, под открытым небом, в палатках или юртах и переносили то сорокаградусную жару, то ужасные бури пустыни. Ко всему этому временами прибавлялось недружелюбие, иногда даже открытая вражда местных народов. На них дважды нападали тангуты в Тибете, постоянно обманывали монголы Цайдама, лицемерно враждебно относились к ним китайские власти. Но ни трудности дикой природы, ни препоны со стороны враждебно настроенного населения — ничто не могло остановить их. Эта экспедиция выполнила свою задачу до конца — прошли и исследовали те местности Центральной Азии, в большей части которых не ступала еще нога европейца.

Путешествие было завершено в г. Караколе 7 ноября 1885 г. За два года экспедицией было исследовано 7815 км неимоверно трудного пути.

«...Мила и дорога сердцу свободная странническая жизнь. Как в прежние разы, так и теперь жалко, больно с нею расставаться, быть может надолго, если только не навсегда», — записал в своем дневнике Николай Михайлович.

По возвращении в Петербург Н.М. Пржевальский был произведен в генерал-майоры, везде его встречали с восторгом, везде приглашали прочитать лекции: в Главном штабе, Городской думе, Академии Генерального штаба.

Н.М. Пржевальский за любимым занятием - на охоте

Интерес к путешествию Пржевальского увеличивался с каждым разом. Друзья и знакомые также не оставляли его в покое и Николай Михайлович вскоре начал тяготиться Петербургом. «Пребываю еще в Питере, — писал он A.M. Лушникову, — и мучаюсь, несказанно; не говоря уже про различные чтения и официальные торжества, мне просто невозможно пройти ста шагов по улице — сейчас же узнают и начинают писать разные истории с разными расспросами, приветствиями и т.п. Искренне благодарю за ваше письмо и за поздравление. Только речь о генеральше, вероятно, останется без исполнения... В Центральной Азии у меня много оставлено потомства, — не в прямом конечно, смысле, а в переносном: Лобнор,  Куку-нор, Тибет и проч. — вот мои детища».

29 декабря 1886 г. в день торжественного годового собрания Императорской Академии наук Пржевальскому была преподнесена Золотая медаль, выбитая в его честь. На лицевой стороне медали изображен портрет путешественника, с надписью вокруг: «Николаю Михайловичу Пржевальскому. Императорская Академия Наук», а на обороте слова: «Первому исследователю природы Центральной Азии 1886 г.», окруженные лавровым венком.

«Есть счастливые имена, — сказал непременный секретарь академии К.С. Веселовский, — которые довольно произнести, чтобы возбудить в слушателях представление о чем-то великом и общеизвестном. Таково имя Пржевальского... Имя Пржевальского будет отныне синонимом бесстрашия и энергии в борьбе с природой и людьми, и беззаветной преданности науке».

«Вот прекрасный некролог для меня и готов, — повторял Пржевальский под сильным впечатлением этой речи, — теперь я знаю, что скажут после моей смерти...».

В 1888 г. увидела свет последняя работа Пржевальского «Четвертое путешествие в Центральной Азии. От Кяхты на истоки Желтой реки, исследование северной окраины Тибета, и путь через Лобнор по бассейну Тарима».

Экспедиционный отряд Н.М. Пржевальского

Недостаточно прав для комментирования

Если Вы хотите опубликовать свой материал на сайте города Каракол, пишите на электронную почту admin@karakol.name

ОПРОС

Автовладельцы, пристегиваетесь ли вы ремнем безопасности за рулем?